Основные изменения ОСАГО

Изменения в части ОСАГО, которые заработают для российских водителей с 23 апреля 2024 года

Речь идёт об указании Банка России номер 6673, которое было зарегистрировано в Минюсте России 4 апреля и официально опубликовано 12 апреля 2024 года. Про эти поправки уже было известно ещё в прошлом году. Дело в том, что проект этого указания Банка России для общественного обсуждения был опубликован ещё осенью 2023 года. Документ, который вступит в силу по истечение 10 дней, то есть 23 апреля 2024 года, содержит несколько важных поправок.

Во-первых, меняется методика определения стоимости ущерба по ОСАГО после ДТП. Дело в том, что на сегодняшний день она основана на так называемых справочниках средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часов работ по восстановительного ремонту после ДТП. Данные справочники пересматриваются четыре раза в год, т.е. каждый квартал. Однако, если ранее для определения цен в этих справочниках использовались цены в базовом регионе, это Москва и Московская область, и затем эти цены приводились уже к региональным путём использования
региональных коэффициентов, то теперь, согласно новой методике с 23 апреля, можно будет при расчётах цен применять и другие базовые регионы. Как считают банки России, это позволит сделать расчёты ценников запчастей в этих справочниках более справедливыми и приближённым к реальности. Ещё в прошлом 2023 году Российский союз автостраховщиков пояснял, для чего это нужно. В первую очередь это ориентировано на водителей Дальнего Востока, где сформирован собственный рынок автозапчастей, естественно, речь идёт в большинстве случаев о праворульных автомобилях, есть свои каналы поставок и т. д. Соответственно, ситуация на рынке запчастей Дальнего Востока существенно отличается от Центральной России. Именно поэтому планируется, что следующим базовым регионом после Москвы и Московской области будет как раз-таки использоваться Приморье. Кроме того, согласно этим же поправкам, Москва и Московская область объединяются в один единый регион для расчёта цен в этих справочниках.

Второе важное изменение, которое предусмотрено этим же указанием Банка России, и которое многие СМИ уже трактуют неправильно, это изменение сроков поставок. В СМИ пишут о том, что будет меняться с 23 апреля якобы длительность ремонта па ОСАГО. Однако речь идёт о том, что изменяются сроки поставок запчастей, которые учитываются при расчёте цен при их обновлении в этих справочниках по ОСАГО. Если на сегодняшний день, согласно действующей методике, при расчёте цен запчастей допускается учитывать срок их поставки до 14 дней, то, соответственно, с 23 апреля этот срок увеличивается с 14 до 30 дней. В части сроков ремонта здесь ничего не меняется. Однако теперь Российский союз автостраховщиков, которые обновляют эти справочники сможет учитывать при их обновлении большее количество запчастей и, соответственно, учитывая большие сроки доставки, которые теперь разрешено учитывать, в эти справочники могут попасть более дешёвые запчасти. Т.е. эти детали придётся ожидать дольше по срокам, но, соответственно, ценник их будет чуть ниже.

Это первый шаг к созданию нового базового региона для расчёта убытков. Речь идет о Приморье, где запчасти на местных рынках гораздо дешевле чем в Москве. Это поможет не только снизить выплаты, но и исключить ситуации, когда автомобилисты наживаются на разнице в стоимости деталей с заставкой и запчастей с местного рынка. Кроме того, если Приморье станет вторым центром по методике расчётов, это серьёзно увеличит доходы автобизнеса в крае. Регионы начнут массово закупать здесь дешёвой запчасти.

Соответственно, основной вывод, который можно сделать из этих поправок, это то, что страховые компании постараются экономить за счёт стоимости запчастей на выплатах. В первую очередь речь идёт о праворульных машинах, естественно, что подтверждают уже и в самом РСА. Но в дальнейшем эта же поправка позволяет, согласно этой обновлённой методике, использовать большее количество базовых регионов, отличных от Москвы и Московской области. Таким образом, с одной стороны, это может позволить удержать тарифы ОСАГО на текущем уровне, избежать их дальнейшего повышения. С другой стороны, это неминуемо приведёт к снижению выплат после ДТП по ОСАГО. Вопрос лишь в том, когда это произойдёт и насколько будет это снижение.